Что принесет рынку передача электронной путевки структуре «Ростеха» | Информационный портал
Главная » Аналитика » Что принесет рынку передача электронной путевки структуре «Ростеха»

Что принесет рынку передача электронной путевки структуре «Ростеха»

Система «Электронная путевка» (дальше – ЭП) — база данных, в которую турагентства и туроператоры должны заносить подробные данные обо всех проданных турах и купивших их туристах. Она разрабатывалась в три этапа группой компаний «Астерос», которая трижды выигрывала соответствующие конкурсы Ростуризма. Первоначально на разработку планировалось выделить 600 млн рублей, в итоге бюджет был секвестирован и составил 540 млн.

«Астерос» приступил к работе в 2015 году, в ноябре 2017 года глава Ростуризма Олег Сафонов объявил о готовности системы к работе и о том, что через какое-то время пользование ей станет обязательным для туроператоров. Тогда же он подчеркнул, что главная задача функционирования системы – уход участников рынка от черных и серых схем работы.

К декабрю 2017 года к системе в тестовом режиме были подключены 100 туроператоров, которые тестировали ее и выдвигали свои замечания и предложения по доработке. Напомним, что принцип действия ЭП выглядит так: туристы идут к турагенту, он отправляет заявку туроператору, а туроператор формирует электронную путевку, включающую всю информацию по туру, и присваивает ей уникальный порядковый номер.

С 1 января 2018 ЭП должна была заработать на сайте Ростуризме в открытом доступе, но этого не случилось. В Ростуризме заявили, что пользоваться ей не позволяет отсутствие соответствующих нормативно-правовых актов. Замглавы ведомства Николай Королев объяснял, что такие акты разрабатываются и вскоре будут направлены в правительство. Однако в феврале доступ к системе на сайте Ростуризма был закрыт, а в марте компания «Астерос» подала в арбитражный суд Москвы иск о собственном банкротстве.

Почему не заработало

По словам исполнительного директора Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майи Ломидзе, система, созданная «Астеросом» и размещенная на сайте Ростуризма, не решала задач, ради которых она была создана.

«Там была некая оболочка, мало напоминающая серьезную систему, в которой должны размещаться персональные данные миллионов россиян. На момент тестирования системы нельзя было сделать автоматические выборки, основные операции выполнялись вручную. Для внесения одной путевки требовалось 10-15 минут. Основная задача электронной путевки – понять, сколько и кому продано путевок и где находятся туристы в момент остановки деятельности туроператора. Но в той системе данные об аэропорте вылета-прилета, названии отеля, стоимости путевки были размещены «по горизонтали», все услуги «не привязывались» к туристу, а существовали параллельно с ним. Соответственно, в системе невозможно было определить сколько, где и когда туристов находятся», — рассказала М.Ломидзе порталу «Интерфакс-Туризм».

В качестве примера недоделки она привела информацию о том, что в системе не было никаких аэропортов прилета Турции, кроме Антальи. «Разделить туристов на отдыхающих, например, в Белеке или Бодруме было невозможно. Туроператоры неоднократно заявляли на различных совещаниях, что совместить свои системы бронирования с ЭП не получается», — добавила представитель АТОР.

Переход в Ростех

«Президентом РФ Владимиром Путиным 17 мая дано поручение об определении АО «Национальные туристические технологии» (компании в структуре ГК «Ростех») оператором информационной системы «Электронная путевка». Оно стало результатом совместного обращения государственной корпорации «Ростех» и Федерального агентства по туризму к главе государства», — сообщили порталу «Интерфакс-Туризм» в пресс-службе ведомства.

В Ростуризме объяснили это решение тем, что функционирование системы «Электронная путевка» предполагает необходимость обработки больших массивов данных. «Нужна мощная ИТ-инфраструктура, подготовленный персонал, опыт работы с масштабными информационными системами, ресурсы и технологии. Все это есть у ГК «Ростех» – корпорации, в которой аккумулирован огромный производственный, технико-технологический, кадровый и научный потенциал», — сказали в пресс-службе.

По данным ведомства, проекты необходимых для передачи системы от Ростуризма к «Ростеху» нормативно-правовых актов находятся в стадии разработки.

Как считает заместитель директора объединения туроператоров по выездному туризму «Турпомощь» Сергей Голов, передача проекта «Ростеху» — хорошая новость для туристов, так как это означает, что ЭП «точно заработает».

Доработка или разработка заново

В Ростуризме заявили, что система, созданная «Астеросом», технически полностью готова к эксплуатации. «При этом мы не исключаем необходимости её дальнейшего развития в целях соответствия принимаемым нормативно-правовым актам, повышения ее удобства, расширения функциональности и т.д. В случае, если оператором будут вноситься изменения, финансирование этой работы будет осуществляться компанией за счет собственных и привлеченных средств», — сообщили в ведомстве.

В Ассоциации туроператоров с регулятором не согласны. «Судя по тому, каким было состояние системы в последний раз, когда к ней был открыт доступ, система не готова для промышленной эксплуатации, в ней отсутствует часть существенных пунктов, которые фигурировали в техническом задании на ее разработку. На наш взгляд, дорабатывать ее сложно и долго, так как требуется фундаментальная переработка всех сценариев ее работы», — сказала М.Ломидзе.

При этом в АТОР считают, что для создания работающей ЭП «Ростеху» нужно будет обязательно взаимодействовать с туроператорами. «Понятно, что «Ростех» имеет опыт работы с подобными информационными системами. Качество их работы в этом направлении сомнений не вызывает. Но без взаимодействия с бизнесом создание новой ЭП невозможно, так как в туризме есть масса нюансов, которые не нашли отражения в системе. Если стоит задача, чтобы система функционировала, эти нюансы должны быть учтены», — добавила представитель ассоциации.

Исполнительный директор АТОР предположила, что пользование системой, разработанной «Ростехом», вряд ли окажется бесплатным для туроператоров. «Странно, если коммерческая структура, вложив туда свои деньги, будет эксплуатировать ее бесплатно», — сказала она.

Однако, отвечая на соответствующий вопрос портала «Интерфакс-Туризм», в Ростуризме заявили, что «разработанными в целях введения ИС «Электронная путевка» в промышленную эксплуатацию проектами нормативно-правовых актов не предусмотрено взимание с туристических компаний оплаты за пользование системой».

Зачем нужна ЭП

«Электронная путевка» обеспечит защиту туристов от недобросовестных действий туроператоров и турагентов и рисков, связанных с использованием ими сомнительных и рискованных финансовых схем. Эта задача будет решаться посредством контроля целевого использования денежных средств, поступающих от приобретения гражданами туристических услуг, через информационную систему «Электронная путевка» и детализацию информации о движении денежных средств», — рассказали в Ростуризме.

При этом в системе, как уточнили в ведомстве, будет размещена информация о транспортной услуге (авиа-, ж/д, автобусных билетах), трансфере от аэропорта или вокзала до гостиницы и обратно, проживании в гостинице, страховых услугах, дополнительных услугах, заказанных туристом (виза, экскурсии, услуги гида и т.п.).

«Электронная путевка» также будет способствовать обелению экономики в части туристской деятельности. К сожалению, в настоящее время существенная часть турбизнеса находится в «серой» и «черной» зонах. Через многие туристические компании осуществляются незаконные финансовые операции, связанные с нелегальным выводом денежных средств за рубеж, теневой продажей денежной наличности и т.п. Соответствующие факты регулярно выявляются ЦБ в ходе надзорной деятельности. По оценкам Банка России, в зависимости от пиков туристических сезонов объемы теневого оборота наличных денег в сфере туризма за 2016 год и 8 месяцев 2017 года ежемесячно составляли от 4 до 5 млрд рублей», — рассказали в пресс-службе Ростуризма.

Кроме того, в ведомстве считают, что работа ЭП будет способствовать повышению эффективности туристских чартерных перевозок, поскольку система открывает для авиационных властей возможность соотносить объемы обязательств, взятых на себя авиакомпаниями, с их реальными провозными возможностями.

«Также ЭП имеет большое значение для обеспечения безопасности российских туристов за рубежом, поскольку позволяет оперативно получать точную информацию о количестве наших граждан, отдыхающих в других странах, сроках их пребывания, датах вылета и отелях, в которых они размещены. В нештатных ситуациях, например, при терактах, стихийных бедствиях, банкротствах туристических компаний и т.п., такая информация облегчит организацию возвращения наших туристов на родину», — добавили в пресс-службе Ростуризма.

Как считают в ведомстве, для реализации всех этих целей использование ЭП должно быть обязательным для участников рынка.

С.Голов напомнил о массовых банкротствах туроператоров летом 2014 года, когда «Турпомощь» долгое время не могла выявить число пострадавших. «Их было порядка 65 тысяч. Невозможно было сразу узнать, в каких отелях, регионах и странах они находились, поскольку прекратившие деятельность туроператоры эту информацию не распространяли. ЭП обеспечит учет туристов, все данные будут в системе», — сказал он.

Государственная компания «Ростехнологии» (с июля 2014 года – «Ростех») была создана в 2007 году для содействия в разработке, производстве и экспорте высокотехнологичной промышленной продукции гражданского и военного назначения. В ее составе – более 700 компаний различных сфер деятельности, среди которых – «КАМАЗ», «АвтоВАЗ», «Рособоронэкспорт», «Вертолеты России» и множество других.

Источник: tourism.interfax.ru

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Читайте также

Эксперты туристской отрасли поддерживают ее возвращение в Минэкономразвития

Туристская отрасль уже находилась в ведении Министерства экономического развития и торговли с 2002 по 2004 ...